После операции начинается новая жизнь. Это правда. Однако сначала сложно поверить, что она может быть даже лучше. По статистике, большинство операций, приводящих к необходимости удаления обоих яичников, не являются плановыми. Ты просто просыпаешься в своем новом теле. Первый месяц после операции - это критический момент, когда нужно собраться и сделать самое важное - настроиться на лечение.
Я проснулась в реанимации государственной больнице. Слева в ряд 4 кровати. Женщины на них казались весьма оживленными. Я открывала глаза на несколько минут и снова засыпала. Открыв их на большее время, сталкиваешься с необходимостью решения множества задач. Первый раз страшно вставать с кровати, страшно делать первый шаг, страшно на первой перевязке увидеть свой шов. Эти маленькие события послеоперационного периода приносят не только физический дискомфорт, но и опережающий страх. Человеку всегда страшно делать то, в чем у него нет опыта, нет знания о последствиях действий. Когда находишься в больнице, у тебя нет выбора, осознание необходимости дает сил переступать через страх.
Во всем периоде послеоперационного восстановления первая неделя самая непростая. На этом этапе происходят значительные изменения. Организм активно восстанавливается после хирургического вмешательства и в то же время стремительно снижается уровень женских половых гормонов, что влияет на самочувствие. Гормональная терапия еще не может быть назначена в связи с необходимостью получения результатов гистологии, исключающих рак. В связи с этим существует вероятность столкнуться с последствиями хирургической менопаузы, такими как приливы, повышенное потоотделение, нарушение сна, раздражительность, резкие смены настроения.
Особого внимания в это время требует шов, его обработка и перевязка все еще остается заботой врачей, а ваше внимание направлено на тренировку навыка аккуратного движения, одевания, умения кашлять и смеяться, не напрягая мышцы живота. Да, иногда, осознавая свою беспомощность, хочется не только плакать, но и смеяться. Также важно наладить питание, чтобы восстановить работу желудочно-кишечного тракта, которая подвержена частым нарушениям после хирургического вмешательства и антибактериальной терапии.
В первую неделю после овариоэктомии происходит еще один важный момент – ты узнаешь свой диагноз. Присутствие физической боли в определенном смысле помогает воспринять эту информацию менее болезненно. Инстинкт самосохранения купирует проявления психотравмы. Главной задачей организма остается восстановление физических сил.
Я пролежала в реанимации три дня и еще неделю в обычной палате. Больничная жизнь подчинена распорядку, который необходим в это время. Я бы рекомендовала придерживаться его и в домашних условиях. Сейчас мне кажется ошибочным желание остаться одной. Я лежала в отдельной палате и никого не принимала. Оставаясь наедине с собой, чувствуешь только острее свою слабость и беспомощность. Привычные действия теперь требуют определенных усилий, и это доставляет немалый психологический дискомфорт. Ненавязчивая забота близких значительно облегчает первые дни после операции.
Может случиться, что ты осталась в этот момент без поддержки не по собственному решению. Моя подруга уехала отдыхать в Европу, ей внезапно стало плохо, и она попала в больницу, где провели экстренную операцию по удалению матки и яичников. На время госпитализации она осталась одна в чужой стране, кроме того подтвердилась онкология. Молодая, никогда не жалующаяся на здоровье женщина, находилась в состоянии ужасного стресса, когда написала мне на форуме. Так мы познакомились. Прошло восемь лет, и я с радостью наблюдаю за ее растущей семьей, прекрасным мужем и приемным сыном. Болезнь отступила, борьба за жизнь закалила характер, подарила семью и новых друзей. Главное, не отворачиваться от окружающих, не замыкаться в себе, даже в самые сложные моменты.
Для меня, как и для любой женщины, удаление яичников было огромным стрессом. В первый месяц кардинально поменялся уровень восприимчивости, как будто все защитные психологические барьеры были стерты. Я реагировала слезами на все, даже на радостные события. Происходящее напоминало возвращение в переходный возраст, когда все против тебя и никто тебя не понимает. Воспоминания о навсегда упущенных возможностях постоянно вторгались в настоящее. Тем не менее, даже в таком эмоциональном состоянии можно найти с собой компромисс.
Я перестала бороться со своим «новым» телом и решила с ним познакомиться. После стационара я продолжала уход за швом, следила за его состоянием. Необходимо незамедлительно обращаться к врачу при появлении болей в области хирургического вмешательства. При тотальной овариоктомии менструации прекращаются и о появлении кровянистых выделений также необходимо сообщать лечащему врачу. В этот период у меня заметно изменилась микрофлора. После назначения заместительной гормональной терапии (ЗГТ) менструация восстановилась и дискомфорт прошел. При приеме двухфазных препаратов ЗГТ во второй фазе наступает менструальноподобная реакция менее длительная и интенсивная, чем естественная менструация. При наличии противопоказаний к гормональной терапии организм приспосабливается к новому уровню гормонов, однако на это требуется больше времени.
Что касается психического здоровья, то острые формы здесь также лечатся проще, чем хронические. Не откладывайте поход к психологу, если чувствуете чрезмерное напряжение и отсутствие сил справиться с произошедшими изменениями.
К сожалению, некоторые изменения действительно необратимы. Но, несмотря на это, самый сложный первый месяц пролетает незаметно. К его окончанию практически полностью снимаются физические ограничения, восстанавливается качество жизни и работоспособность. За этот период очень важно не нанести себе дополнительных травм. В первую очередь это касается психологического здоровья. Длительность острого переживания стрессовой ситуации, безусловно, зависит от множества факторов, но также может являться нашим собственным выбором.
Я общалась с женщинами, перенесшими овариоэктомию в период естественной менопаузы, которые не могли смириться с потерей органов репродуктивной системы. В противоположность молодые женщины продолжали вести полноценную жизнь при хирургической менопаузе в детородном возрасте. Они в большей степени испытывали чувство облегчения в связи с наступившей определенностью, победой над заболеванием.
Очень быстро вы возвращаетесь к нормальной жизни, но от первых шагов во многом зависит, какой она будет дальше.