Периоды пери- и постменопаузы характеризуются постепенным снижением, а затем и полным угасанием функции яичников. Изменение гормонального баланса приводит к серьезной перестройке женского организма. Однако, несмотря на универсальность изменений, каждая женщина проживает этот период по-своему. У одних он протекает сравнительно легко, другим дается непросто. Как проявляется климактерический синдром, когда врач может рекомендовать медикаментозное лечение, какие препараты для коррекции менопаузальных расстройств применяются в современной гинекологической практике, рассказываем в статье.
Средний возраст наступления менопаузы в мире составляет 48,8 лет, в России он колеблется от 49 до 51 года. Во время менопаузального перехода в организме женщины снижается выработка эстрогенов и прогестерона, изменяются функции лимбической системы и секреция нейрогормонов, происходят инволютивные и атрофические процессы в репродуктивных органах1.
Дефицит эстрогенов приводит к появлению различных специфических симптомов и системных нарушений. Учеными получены убедительные доказательства связи с менопаузой как минимум пяти групп симптомов — вазомоторных и урогенитальных нарушений, перепадов настроения, расстройств сна и когнитивной функции1,2.
Вазомоторные симптомы являются наиболее частыми и ранними проявлениями климакса. Как правило, они возникают за несколько лет до прекращения менструаций и сохраняются в период ранней постменопаузы1.
Основным проявлением вазомоторной дисфункции при климаксе являются приливы — внезапные приступы жара или тепла в верхней половине тела, которые часто сопровождаются покраснением кожи, повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением. Частота и продолжительность вазомоторных приступов у разных женщин существенно отличаются. Так, при легком течении климактерического синдрома приливы жара длятся не дольше 3–4 минут и возникают не более 10 раз в сутки. При тяжелом течении продолжительность эпизода может достигать получаса и более, а частота приступов увеличиваться до 20 раз в сутки1,3,4.
Как показывают результаты исследований, появление вегетососудистых нарушений часто предшествует прекращению менструаций. В среднем продолжительность вазомоторных пароксизмов составляет 7,4 года. Однако результаты последних проспективных исследований показывают, что у многих пациенток вазомоторные симптомы могут сохраняться 10 лет и более1.
В основе развития урогенитальных симптомов лежит недостаток женских половых гормонов (преимущественно эстрогенов), который вызывает целый ряд атрофических изменений в половой системе и сопровождается нарушением баланса микрофлоры влагалища. Симптомы вульвовагинальной атрофии часто сочетаются с расстройствами мочеиспускания. В связи с этим комплекс симптомов, который возникает у женщин на фоне дефицита эстрогенов и включает анатомо-физиологические изменения в половых органах, уретре и мочевом пузыре, получил название генитоуринарного менопаузального синдрома (ГУМС)1.
Среди различных симптомов ГУМС наиболее часто встречаются сухость слизистой оболочки, жжение и зуд наружных половых органов и влагалища, учащенное мочеиспускание, чувство дискомфорта или болезненность во время опорожнения мочевого пузыря, недержание мочи. Частота ГУМС составляет от 13% в перименопаузе и до 60% в постменопаузе, а его симптомы оказывают негативное влияние на сексуальное здоровье и могут существенно снижать качество жизни женщины5.
Прогрессирующий дефицит эстрогенов в период перименопаузы приводит не только расстройствам вегетативной и мочеполовой систем, но и потенцирует психоэмоциональные нарушения. Во время менопаузального перехода на переменчивость настроения, тревожность, агрессивность и депрессивные состояния жалуются от 40 до 60% женщин6.
Важно отметить, что согласно данным исследований, сама по себе менопауза не коррелирует с конкретными психическими расстройствами, но их результаты свидетельствуют о том, что у женщин в перименопаузе развитие депрессивных состояний является более вероятным даже без предшествующего анамнеза. Предполагается, что колебания уровня эстрогенов могут вызывать ухудшение настроения, и женщины, подверженные эмоциональной неустойчивости во время других репродуктивных переходов, например, предменструальной фазы цикла или послеродового периода, имеют более высокий риск развития депрессий в период менопаузы6.
Помимо гормонального дисбаланса, нарушению сна во время климакса способствуют психосоциальные факторы, хронический стресс и сопутствующие патологии внутренних органов. В этот период наиболее типичной жалобой женщин с инсомнией является прерывистый сон. Среди других проявлений встречаются трудности с засыпанием и ранние пробуждения. Часто во время менопаузального перехода нарушения сна сочетаются с повышенной тревожностью, перепадами настроения и вазомоторными симптомами1.
Важно отметить, что ночные приливы входят в число основных причин бессонницы в менопаузе. Так, пациентки с приливами средней и тяжелой степени почти в три раза чаще сообщают о частых ночных пробуждениях по сравнению с женщинами, которые не страдают от вазомоторных симптомов. Согласно «теории домино» именно вазомоторные нарушения приводят к бессоннице, которая в свою очередь вызывает подавленное настроение. Доказано, что эти общие менопаузальные симптомы тесно взаимосвязаны. В частности, результаты исследований показывают, что женщины с депрессивными расстройствами, как правило, испытывают более сильные приливы и более выраженные расстройства сна6.
Приблизительно около половины женщин с климактерическим синдромом предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, снижение концентрации внимания, обучаемости и способности запоминать, производительности труда. Однако несмотря на то, что участие эстрогенов в нейропротективных и нейротрофических механизмах доказано многими исследованиями, сведения о влиянии менопаузальных гормональных изменений на когнитивную функцию ограничены и противоречивы6.
В целом жалобы на ухудшение концентрации внимания и памяти широко распространены среди женщин среднего возраста, но анализ объективных данных показывает, что когнитивные изменения во время менопаузального перехода не объясняются простым влиянием таких факторов, как вазомоторные симптомы, настроение и нарушение сна. Кроме того, они могут носить временный характер и не провоцировать дальнейшее снижение когнитивной функции в более старшем возрасте. Поэтому для установления истинных причин нарушений памяти и внимания в период климакса требуются дальнейшие исследования6.
Необходимость и целесообразность медикаментозного лечения при климаксе определяется врачом строго индивидуально и зависит от выраженности симптомов, данных диагностики, наличия сопутствующих заболеваний и общего состояния женщины1.
При опросе пациентки врач обращает внимание на наличие вазомоторных, урогенитальных, психоэмоциональных симптомов и определяет тяжесть течения климактерического синдрома с помощью Шкалы Грина — специального опросника, который помогает оценить, насколько женщину беспокоят проявления менопаузы. В ходе беседы врач также проводит тщательный сбор анамнеза для выявления факторов риска злокачественных новообразований органов репродуктивной системы и молочных желез, сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза и других сопутствующих состояний1.
После опроса врач проводит гинекологический осмотр, оценивает состояние молочных желез, измеряет антропометрические показатели, рассчитывает индекс массы тела (ИМТ). Для получения объективных данных о состоянии здоровья и определения стадии репродуктивного старения женщине назначаются лабораторные и инструментальные исследования1:
В зависимости от жалоб пациентки и данных обследования дополнительно врач может назначать ультразвуковые и рентгенологические исследования внутренних органов, консультации кардиолога, эндокринолога, психотерапевта и других профильных специалистов.
После комплексной диагностики врач принимает решение о необходимости медикаментозной терапии, подбирает препараты, дозировки и схему приема лекарств. Обычно лекарственные средства для коррекции менопаузальных расстройств назначаются при среднем и тяжелом течении климактерического синдрома. Однако, как уже отмечалось выше, индивидуальный подход к каждой пациентке является приоритетным при выборе тактики лечения, поэтому медикаментозная терапия может быть рекомендована и при легкой форме менопаузального синдрома, если его проявления негативно влияют на общее состояние и ухудшают качество жизни женщины1.
В современной клинической практике основным методом лечения климактерического синдрома является менопаузальная гормональная терапия (МГТ). Она помогает восполнить дефицит женских половых гормонов за счет применения оптимально-минимальных доз гормональных препаратов. При наличии противопоказаний к назначению гормонов женщине могут быть рекомендованы негормональные средства коррекции менопаузальных расстройств1.
Применение менопаузальной гормональной терапии для лечения климактерического синдрома одобрено международными и российскими акушерами-гинекологами и закреплено в клинических рекомендациях по ведению женщин с менопаузой1,6.
Показаниями к назначению гормональной терапии являются вазомоторные, урогенитальные, психоэмоциональные, когнитивные и соматические менопаузальные симптомы, которые негативно влияют на качество жизни женщины. Назначение МГТ для лечения климактерических расстройств и профилактики поздних проявлений климакса показано женщинам в перименопаузе, а также пациенткам в постменопаузе моложе 60 лет и длительностью менопаузы не более 10 лет1. При этом достижение лечебного и профилактического эффекта при климактерических расстройствах должно осуществляться при оптимально-минимальных уровнях гормонов и с минимально возможными рисками осложнений6.
В рамках МГТ применяются гормональные препараты, которые содержат аналоги женских половых гормонов — эстрогенов и прогестагенов. Монотерапия эстрогенами в непрерывном режиме рекомендована женщинам с удаленной маткой, независимо от стадии климактерического периода. Монотерапия прогестагенами применяется в период менопаузального перехода для снижения риска гиперплазии эндометрия и регуляции менструального цикла. Женщинам с интактной маткой в пери- и постменопаузе рекомендовано назначение комбинированных препаратов, содержащих низкие и ультранизкие дозы эстрогенов и прогестагенов1.
Важно отметить, что препараты, режим приема и пути введения гормональных средств подбираются только врачом и строго индивидуально. Выбор зависит от выраженности менопаузальных расстройств, персонального и семейного анамнеза, стадии репродуктивного старения, наличия сопутствующих патологий, результатов диагностики1.
Применение негормональных методов лечения климактерического синдрома показано женщинам, которые имеют противопоказания к назначению МГТ или в силу каких-либо причин не хотят принимать гормональные препараты1.
С целью купирования вазомоторных и психоэмоциональных симптомов климакса, а также для улучшения сна врач может назначить селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), полипептиды эпифиза (шишковидной железы) крупного рогатого скота, средства на основе экстракта цимицифуги кистевидной, препараты бета-аланина. Для уменьшения симптомов ГУМС дополнительно могут быть назначены негормональные лубриканты и увлажнители пролонгированного действия1.
Современная медицина обладает достаточно широким арсеналом средств для лечения климактерического синдрома. Поэтому при появлении первых признаков климакса не стоит заниматься самолечением, а лучше обратиться к гинекологу, чтобы врач назначил обследование и подобрал подходящие препараты.
Выделения из половых путей сопровождают женщину на протяжении всего репродуктивного возраста. Но во время беременности их характер обычно меняется, что тревожит будущую маму. Какие выделения при беременности считаются нормальными, а когда необходимо обратиться к врачу? Рассказывают специалисты Woman First.
Фиброаденома — небольшое образование в ткани молочной железы, которое обычно не представляет опасности для жизни женщины, но при обнаружении может вызывать сильную тревогу и даже панику. Особенность патологии — частое ее выявление у молодых женщин и даже девочек-подростков. Почему появляются фиброаденомы, насколько опасны эти новообразования и как их лечить — рассказывают специалисты образовательного портала Women First.
Интимная гигиена девушек — это обязательный элемент личной гигиены. Знания об анатомии и физиологии женских половых органов у женщин часто недостаточны или неверны. В настоящее время недостаточно клинических руководств, которые могли бы помочь женщинам и врачам обеспечить передовой опыт женской гигиены. Доказаны физиологические механизмы, обеспечивающие защиту вульвы и влагалища от инфекций, раздражения или других состояний. Так, например, рекомендуется уделять внимание здоровью промежности, учитывая взаимозависимость микробиоты промежности и вульвы, а также риск попадания патогенов толстой кишки в вульву и влагалище.
В настоящее время диагноз вегетососудистой дистонии считается устаревшим и отсутствует в Международной классификации болезней МКБ-10. Более корректным термином в части расстройств, относимых к ВСД, является соматоформная вегетативная дисфункция нервной системы, представленная в МКБ-10 под кодом F 45.31. К соматоформным расстройствам относятся патологические состояния, связанные с нарушением вегетативных функций и расстройством нейрогенной регуляции, которые проявляются симптомами, напоминающими соматические и неврологические заболевания, но не имеют органической основы2.
Симптомы вегетативной дисфункции нервной системы у женщин встречаются в два раза чаще, чем у мужчин. Выявлено, что их развитие связано с воздействием половых гормонов на структуры центральной нервной системы. Особенно часто симптомы отмечаются в периоды гормональной перестройки организма: в подростковом возрасте, во время беременности и в перименопаузе3.