Морщины на лице являются одним из видимых признаков возрастных изменений организма, и, к сожалению, избежать их появления невозможно. Однако замедлить старение и улучшить состояние кожи лица вполне под силу каждой женщине. В статье мы расскажем, почему образуются морщины, и как отсрочить их появление.
Старение — это генетические обусловленное снижение функциональной активности и работоспособности всех органов и систем человека, при котором в результате взаимодействия физических и биохимических процессов происходит постепенно накапливаемое повреждение молекул и клеточных функций. Кожа является первым защитным барьером между организмом и окружающей средой, поэтому она в большей степени подвергается воздействию внешних и внутренних факторов1.
Старение в первую очередь влияет на механическую целостность кожи. В дерме повышается жесткость и снижается способность восстанавливать форму после растяжения, что и приводит к снижению эластичности и появлению морщин — видимых продольных и поперечных складок и бороздок кожи1,2.
В основе современной классификации и определении типа морщин лежат механизм их образования, количество, размер и особенности рельефа кожи. В зависимости от механизма появления различают мимические, статические и гравитационные морщины.
Мимические морщины возникают вследствие активного сокращения мышц лица. В отличие от другой мускулатуры лицевые мышцы не имеют двойного прикрепления к костям, а одним или двумя концами вплетаются в дерму, поэтому их сокращение вызывает образование кожных заломов. В молодости за счет высокой эластичности кожи складки, появляющиеся на лице при выражении эмоций, разглаживаются сразу после расслабления мышц. Однако с возрастом кожа теряет эластичность, становится жесткой и уже не может в полной мере противостоять динамической нагрузке, поэтому деформации дермы в виде мимических морщин становятся постоянными, более выраженными и глубокими. Раннему появлению мимических морщин способствуют чрезмерно активная мимика, сильные эмоциональные потрясения, генетическая предрасположенность3.
К статическим морщинам относятся складки и бороздки на коже, которые заметны в состоянии покоя и не разглаживаются даже при расслаблении мышц. Они образуются вследствие биологических и патофизиологических процессов, происходящих непосредственно в дерме и более глубоких слоях кожи. Под влиянием внутренних и внешних факторов происходит замедление синтеза новых клеток, истончение, снижение упругости и эластичности кожи. Примерами статических морщин могут служить носогубные складки, линии-марионетки у уголков рта, круговые складки на шее (кольца Венеры). Преждевременному образованию статических морщин способствуют агрессивное воздействие факторов окружающей среды, курение, злоупотребление алкоголем, раннее наступление менопаузы2,4.
Гравитационные морщины образуются при опущении мягких тканей лица и шеи в результате действия гравитации в совокупности со снижением выработки коллагена, эластина и гиалуроновой кислоты, нарушения венозного и лимфатического оттока. Появлению гравитационных морщин способствуют избыточный вес, слабость соединительнотканного каркаса кожи, резкое похудение, а также злоупотребление филлерами4.
По степени выраженности выделяют поверхностные, срединные и глубокие морщины, по локализации — лобные, межбровные, носогубные, шейные, морщины вокруг глаз, рта, носа2,4.
Старение кожи лица происходит в результате воздействия внешних и внутренних факторов. На состояние кожи влияют наследственность, уровень ультрафиолетового излучения, образ жизни, функциональное состояние внутренних органов, гормональный фон.
Среди всех факторов внешней среды наиболее негативное влияние на кожу лица оказывает ультрафиолетовое излучение, которое приводит к усиленной генерации активных форм кислорода и развитию оксидативного стресса в клетках дермы5. Помимо оксидативного стресса, УФ-излучение может вызывать мутации ДНК, ухудшать микроциркуляцию кожи, оказывать токсическое действие на кератиноциты и фибробласты, увеличивать экспрессию металлопротеаз, тропоэластиина, малых протеогликанов и снижать синтез проколлагена1.
К другим факторам, которые могут приводить к ухудшению качества кожи лица и ее раннему старению, относятся курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание с высоким содержание быстрых углеводов и нарушение сна. Все эти факторы способствуют усилению образования конечных продуктов гликирования, которое тесно связано с повреждением кожи. Гликирование приводит к окислению и нарушению процессов восстановления тканей, что связано с повреждением коллагена I и IV типов. Клинически это проявляется снижением эластичности и упругости дермы, провисанием тканей лица и повышением восприимчивости кожи к механической стимуляции1.
Существует множество теорий биологического (внутреннего) старения организма. Наиболее распространенными концепциями являются клеточная теория (теория укорочения теломер), хроническое возраст-зависимое воспаление, окислительно-воспалительная и генетическая теории. Каждая из этих концепций объясняет разные патофизиологические механизмы, которые участвуют в хроностарении и приводят к замедлению роста и снижению пролиферативной способности клеток, а также к изменению биогенеза внеклеточных везикул1.
При биологическом старении в коже накапливаются синтетически неактивные фибробласты, в результате чего снижается синтез белков внеклеточного матрикса и, как следствие, нарушается поддерживающий внеклеточный каркас. Стареющие фибробласты экспрессируют большее количество эндогенных оксидантов, протеаз, богатый цистеином белок 1 (CCN1) и более низкие уровни проколлагена и гиалуроновой кислоты. В результате снижается выработка коллагена I и III типов, повышаются уровень матриксных металлопротеаз и экспрессия провоспалительных цитокинов, что приводит к снижению антиоксидантной защиты клеток дермы, истончению кожи, снижению ее упругости и эластичности, хроническому воспалению, появлению морщин и заломов1.
Изучение возрастных морфологических изменений кожи показало, что первые признаки старения у женщин появляются после тридцати и усиливаются после сорока лет, когда начинаются инволютивные процессы в репродуктивной системе. После наступления менопаузы возрастные изменения в коже ускоряются, что коррелирует со снижением уровней эстрогенов в крови. Показано, что недостаток женских половых гормонов связан со многими клиническими изменениями кожи, в том числе с сухостью, атрофией, морщинами, медленным заживлением ран, которые развиваются вследствие истончения эпидермиса, сокращения синтеза коллагена, снижения влажности, гигроскопичных свойств и эластичности6.
Эстрогены реализуют свои эффекты, взаимодействуя с эстрогеновыми рецепторами (ЭР) α и β, при этом их экспрессия в коже зависит от типа клеток и местоположения. Так, в большом количестве эстрогеновые рецепторы экспрессируются в эпидермисе, волосяных фолликулах и потовых протоках. Меньше — в дерме и потовых железах. Однако гормональные изменения в менопаузе негативно влияют на все структурные элементы кожи. Экспрессия эстрогеновых рецепторов и их локализация крайне важны для поддержания нормальной функции кожи, особенно в постменопаузе, при этом сигнальные пути ЭРβ выступают в качестве ключевого ингибитора процесса старения кожи. Установлено, что экспрессия ЭРβ в клетках эпидермиса снижается с возрастом у обоих полов6.
Получено множество научных доказательств того, что менопауза значительно ускоряет процессы старения кожи. На фоне дефицита эстрогенов толщина кожи у женщин ежегодно снижается на 1,3%, а содержание коллагена — примерно на 2%, так что в течение первых пяти лет постменопаузы отмечается существенная потеря (до 30%) коллагена I и III типов. Важно отметить, что уменьшение толщины кожи и содержания коллагена более четко коррелирует с дефицитом эстрогенов, чем с хронологическим возрастом женщин6.
Основными признаками старения кожи являются образование морщин и снижение ее эластичности. Однако клинические проявления фото- и хроностарения имеют некоторые различия.
Фотостарение характеризуется появлением грубых и глубоких морщин, утолщением и гиперкератозом кожи, нарушениями пигментации. При ультрафиолетовом облучении происходит уменьшение подкожно-жировой клетчатки с повышенным отложением нерастворимого коллагена, который заменяет жировую ткань и вызывает увеличение толщины дермы. Эти процессы могут дополнительно изменять механические свойства стареющей кожи. Некоторые модели старения показали, что увеличение плотности дермального коллагена приводит к усилению выраженности морщин, что противоречит основной парадигме укрепления кожи при борьбе со старением1.
В процессе хроностарения происходит прогрессирующая атрофия дермы с уменьшением выработки коллагена и увеличением его деградации. После 30–35 лет замедляются процессы обновления клеток и происходят гормональные изменения, которые отражаются на состоянии кожи. Постепенное уменьшение эластичных волокон ухудшает способность кожи к изгибу, приводит к снижению ее устойчивости, образованию морщин. Если первые мелкие морщины затрагивают только эпидермис, то срединные уже задействуют дерму, а глубокие формируют изгиб границы между дермой и подкожно-жировой клетчаткой с уменьшением толщины дермы в месте морщины. В результате изменений при хроностарении кожа становится еще более уязвима к факторам внешней среды из-за замедления обновления клеток и снижения барьерных функций1.
Безусловно, важную роль в поддержании молодости кожи играет образ жизни. Правильное питание, умеренные физические нагрузки, качественный сон, психическое и эмоциональное здоровье оказывают положительное влияние на все органы и системы организма, в том числе и кожу.
В возрасте 35–40 лет улучшить состояние и уменьшить выраженность возрастных изменений кожи может правильный и систематический уход, подобранный врачом-косметологом. Однако после 40–45 лет, когда в организме женщины начинает снижаться выработка эстрогенов, только косметологического ухода может быть недостаточно. Кроме того, в этот период могут появиться другие симптомы, связанные со снижением синтеза эстрогенов, — приливы жара, перепады настроения, нарушение сна, признаки вульвовагинальной атрофии. В связи с этим для профилактики и коррекции возрастных изменений врач может порекомендовать менопаузальную гормональную терапию (МГТ)7.
Положительное влияние МГТ на состояние кожи было продемонстрировано во многих исследованиях. Так, получены убедительные данные об улучшении на фоне менопаузальной гормональной терапии количественных и качественных характеристик эпидермиса, барьерных функций, способности кожи удерживать влагу и противодействовать внешним агрессивным факторам. В нескольких исследованиях было показано положительное влияние МГТ на ультраструктурные характеристики липидного слоя, содержание коллагена и водный баланс кожи у пациенток в пери- и постменопаузе6.
Исследования с участием женщин в ранней менопаузе показали, что топическое применение эстрогенов способствует увеличению числа и утолщению эластических волокон, улучшает их направленность в сосочках дермы. В двух российских исследованиях авторы отметили снижение количества мимических и статических морщин и показателя морщинистости кожи на 20% у женщин в ранней постменопаузе на фоне применения МГТ уже в течение 3–6 месяцев. У пациенток в постменопаузе, получавших пероральные эстрогены в непрерывном режиме в течение пяти лет, средний показатель выраженности морщин был значимо ниже по сравнению с таковым у женщин, не получавших такого лечения6.
Важно отметить, что основная цель МГТ у женщин в перименопаузе и постменопаузе состоит в частичном восполнении дефицита половых гормонов с использованием минимально-оптимальных доз гормональных препаратов, которые способны улучшить общее состояние, купировать климактерические симптомы и обеспечить профилактику поздних обменных нарушений. При этом для повышения эффективности МГТ необходимо придерживаться так называемой «временной гипотезы терапевтического окна»: начинать коррекцию в возрасте до 60 лет и при длительности постменопаузы менее 10 лет7.
Необходимость применения менопаузальной гормональной терапии для коррекции возрастных изменений определяется врачом, препараты, дозировки и схема приема подбираются строго индивидуально. Получить консультацию о возможности применения МГТ можно у гинеколога в ближайшей к вам клинике.
Антимюллеров гормон (АМГ, АМН) является одним из ранних прогностических маркеров для оценки функции яичников. Определение его уровней может быть показано при подготовке к зачатию, диагностике синдрома поликистозных яичников, поиске причин бесплодия. В статье рассматриваем связь АМГ с репродуктивной функций, его нормативные показатели и возможные нарушения, ассоциированные с отклонением уровня гормона от нормы.
Под неприятным словом «вагинит» предусмотрена обязанность выполнения влагалища 1 . Это одно из наиболее часто встречающихся воспалительных гинекологических заболеваний.
В 5 недель беременности у женщин с 28-дневным циклом уже есть задержка менструации — самое время делать домашний тест и начинать прислушиваться к своим ощущениям. В это время у большинства будущих мам появляются ранние признаки беременности, а в организме идет множество процессов, отвечающих за развитие малыша. Рассмотрим происходящие изменения подробнее.