Возрастная периодизация: этапы развития человека от детства до старости | Womenfirst.ru
Скопировано
Возрастная периодизация: основные этапы жизни и их особенности

Знание закономерностей психологического развития в разные возрастные периоды используется психологами, педагогами, врачами, социальными работниками, работниками культуры, маркетологами и другими специалистами, которые учитывают особенности возрастных задач и типичных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них. В этой статье рассказываем про жизненные этапы и основные подходы к возрастной периодизации1,2.

Возрастная периодизация.текст1.jpg

Популярные подходы к возрастной периодизации

Отдельное научное направление, изучающее психологию возрастного развития, выделилось в 1882 году с публикации книги «Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни» немецкого ученого Вигельма Прейера. Автор систематизировал наблюдения за развитием своего сына с момента рождения до трех лет, положив начало изучению детской психологии, которая впоследствии стала важным разделом возрастной психологии1.

На сегодняшний день существует два основных подхода к периодизации развития личности в течение онтогенеза (хронологического периода с момента рождения до наступления смерти)1:

  • неделимость онтогенеза. Согласно этому подходу, развитие в течение жизни происходит по индивидуальной непрерывной траектории без выделения каких-либо отрезков. Считается, что с человеком происходит череда непрерывных микроизменений. Наиболее популярные работы в рамках этого подхода принадлежат Г. Олпорту, Дж. Кеттеллу, К. Роджерсу;
  • периодизация онтогенеза. По этой теории в течение жизни происходит смена, чередование периодов развития. Онтогенез рассматривается как универсальная и неизменная последовательность относительно устойчивых стадий, ограниченных по времени. При этом периодизация характерна для всех представителей одной культуры, а развитие личности сравнивается с лестницей, где каждая ступень символизирует определенный возрастной период. Сторонники этой теории: З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский.

Большее распространение и признание получила теория периодизации. В зависимости от того, по какому основанию разделяются периоды, в разных психологических теориях применяются различные возрастные периодизации. Согласно работам известного советского ученого психолога Л. С. Выготского, научное обоснование периодизации должно отражать внутренние закономерности процесса развития личности и отвечать следующим требованиям1,2:

  • описывать особенности каждого этапа, его качественное своеобразие, отличие от других периодов;
  • устанавливать связь между психологическими процессами в рамках периода и функциями психики;
  • фиксировать неизменную последовательность стадий развития;
  • иметь такую структуру, где каждый последующий период базируется на достижениях предыдущего, включает и развивает их.

Другая концепция возрастной периодизации — строгая теория стадий. Ее приверженцы — У. Крэйн, Дж. Баттерворт, М. Харрис — предлагают следующие подходы к выделению этапов развития1:

  • выделение стадий происходит на основе качественных различий. Развитие на той или иной стадии оценивается не количественно (например, ребенок стал быстрее бегать), а качественно (ребенок научился говорить, а до этого не умел);
  • стадии имеют общие характеристики для всех, а последовательность стадий представляется как структурированное целое. То есть при переходе с одной стадии на другую можно предсказать, какие изменения произойдут с личностью, а также спрогнозировать то, как личность поведет себя в тех или иных условиях;
  • последовательность стадий неизменна. Человек не перескакивает в развитии через несколько стадий или не проходит через них в свободном порядке;
  • этапы развития организованы иерархично. Низшие этапы не исчезают бесследно, а интегрируются и расширяются на более высоких уровнях;
  • стадии культурно универсальны. Периодизация справедлива для представителей любой культурной группы, но темпы прохождения одного и того же периода в разных группах могут отличаться, также могут отличаться конечные точки;
  • переходы от одной стадии к другой обычно скачкообразны и происходят очень быстро.

Один из самых известных и авторитетных исследователей — немецкий психолог П. Балтес — считает, что на онтогенез влияют всего три типа факторов1:

  • нормативные возрастные. К ним относятся предсказуемые биологические и социальные изменения, имеющие привязку к определенному возрасту. Например, пубертат, менархе, менопауза, поступление в школу, вуз, выход на пенсию;
  • нормативные исторические. Это исторические события, затрагивающие всю возрастную когорту. Например, экономический кризис, пандемия, крупное землетрясение;
  • ненормативные. К таким факторам относятся события, происходящие с конкретной личностью. Например, победа в соревновании, влюбленность, заболевание, рождение ребенка.

Сила воздействия разных факторов на онтогенез отличается в разных возрастных периодах: дети и старики острее воспринимают влияние нормативных возрастных факторов, во время юности и ранней взрослости большее значение приобретают нормативные исторические события, в зрелом возрасте — накопленный опыт от ненормативных факторов2.

Есть несколько теорий о главных движущих силах возрастного развития3:

  • биогенетическая. Предполагается, что основную роль в психическом развитии личности играют биологические закономерности, заложенные еще во внутриутробном периоде;
  • социогенетическая. По этой теории биологические изменения только создают условия для психического развития, а главным драйвером выступает процесс научения;
  • концепция конвергенции социального и генетического. Последователи теории считают, что невозможно отделить влияние социальных и наследственных условий;
  • психогенетическая. Теория, получившая большую популярность. Ее последователями являются З. Фрейд, А. Маслоу, Э. Эриксон. Согласно психогенетическому подходу, рассматривается возможность индивида самому влиять на свое психическое развитие. Фрейд выделил три уровня психики личности: сознание, предсознательное, бессознательное. Их единство отвечает за развитие и переход на следующую ступень. Основной движущей силой Фрейд считал сексуальный инстинкт, переходящий в течение жизни от одной эрогенной зоны к другой. Последователи Фрейда расширили его теорию и вышли за рамки сексуализации, добавив к существенным двигателям развития потребности в социализации, самоактуализации, мотивации. А. Маслоу на основе учений Фрейда и его последователей выстроил иерархию потребностей, которая широко известна как пирамида Маслоу и имеет практическое применение во многих областях.

Накопленные исследования в рамках различных теорий позволили выделить основные возрастные этапы развития и их особенности.

Возрастные периоды и их особенности

Младенчество

Этот этап охватывает период с момента новорожденности до двух лет. В это время происходят самые быстрые и заметные изменения: попадание ребенка из одной среды в другую в момент рождения, развитие интеллекта, навыков общения, речи и другие преобразования1—3.

На младенческий период приходятся два кризиса, наибольшее количество качественных и количественных изменений, существенные биологические процессы: созревание нервной, пищеварительной, иммунной, скелетно-мышечной систем, развитие речевого аппарата, формирование внешних связей и многое другое1—3.

Раннее детство

Период начинается с двух лет. К этому времени ребенок хорошо ходит, у него достаточно развита координация, чтобы направить основное внимание на изучение и познание окружающего мира через взаимодействие с предметами. В то же время ему требуется поддержка, участие и одобрение близких, так как без их помощи он не сможет понять, как работают некоторые устройства, каково назначение определенных предметов, несут ли они опасность. На этом этапе происходит расчленение предметной и социальной среды, формируется модель взаимодействия с миром «ребенок-предмет-взрослый». Малышу хочется все потрогать, он требует много внимания и часто обращается к взрослому с предложением поиграть. Так формируется ситуативно-деловое общение1.

Начинается активное развитие орудийно-предметной деятельности. До этого этапа ребенок взаимодействует с предметов в логике руки, то есть считает предмет продолжением руки. С трех лет начинается взаимодействие в логике орудия, то есть с точки зрения функции предмета. Например, питье из кружки1.

Происходит активный познавательный процесс, выстраиваются простые последовательности и логические связи «действие-результат», формируется образное мышление1.

Дошкольное детство

Начинается смещение интересов от мира предметов к миру взрослых людей, формируются социальные связи и взаимодействия за пределами семьи. На этом этапе развивается позиция «Я сам», возникает конфликт между «хочу» и «нельзя». Развитие во многом идет через сюжетно-ролевые игры, в которых осваиваются образы взрослых и поведенческие модели. Ребенок приобщается к продуктивной, трудовой, учебной деятельности, продолжается познавательное развитие, расширяются социальные связи, осваиваются способы коммуникации со сверстниками1.

Младший школьный возраст

Знаменуется окончанием детства и началом важного возрастного периода, течение которого определяет развитие интеллекта, желание и способность обучаться, уверенность в своих силах. Выстраивается новая модель отношений со взрослыми «учитель-ученик». С 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой деятельности общества, прививается вкус к работе и трудолюбие. После поступления в школу идет адаптация к новому режиму, пространству, коллективу1.

Подростковый возраст

Переходный период от детства к взрослости, обычно приходится на возраст 11—15 лет. Способность к рефлексии, сформированная в младшей школе, направляется подростком на самого себя. Начинаются сравнения себя с другими, возникает потребность в том, чтобы окружающие признавали значимость и взрослость подростка. Основной конфликт этого периода — ощущение себя самостоятельным при отсутствии фактической самостоятельности1.

В подростковом возрасте происходят половая идентификация и первые сексуальные переживания, меняются пропорции тела и появляются характерные половые особенности.

Юность

Юность являются частью перехода от подростковости ко взрослой жизни. Ее хронологические границы размыты и в значительной мере определяются психологическим состоянием личности. В этот период происходит принятие собственной внешности и личности, ориентация карьерных интересов, формируется модель взаимодействия с противоположным полом, расширяется спектр социальных ролей и интересов.

Взрослость

Период взрослости — наиболее продолжительная стадия онтогенеза, которую принято делить на1:

  • раннюю взрослость (молодость);
  • среднюю взрослость;
  • позднюю взрослость (старость).

Существуют разные подходы к периодизации взрослости. Нижнюю границу ученые связывают с физиологическими факторами и относят ее на возраст 17—21 год. Дальнейшая градация взрослости определяется личностными сдвигами1:

  • с 20 лет происходит вхождение во взрослость, сепарация от родителей, принятие ответственности за себя, формирование жизненных целей и разработка способов их достижения, построение сексуальных отношений;
  • с 30 лет начинается переход к средней взрослости. Это самый продуктивный отрезок жизни, во время него происходит решение материальных проблем, упорядочивание профессиональной и личной жизни;
  • с 40 лет начинается промежуточное подведение итогов, переосмысление многих ориентиров и ценностей.

Старение и старость

Поздняя взрослость — заключительный отрезок жизни, который рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Происходит ослабление организма, изменение социальных условий, смена деятельности, выше вероятность потерь и утрат. Возрастные границы старости достаточно широки, так как зависят от множества факторов. По мнению одних авторов, старение и старость начинаются с 50 дет, другие исследователи склоняются к тому, что нижняя граница старения приходится на 60 лет1—3.

В течение каждого возрастного периода и при переходе от одной стадии к другой происходят личностные кризисы, переживание и выход из которых естественны для развития.

Возрастная периодизация.текст2.jpg

Возрастные кризисы личности

Возрастные кризисы — это критические этапы развития, когда повышается чувствительность к внешним и внутренним факторам, воздействие которых именно в этой точке имеет необратимые последствия. С социальной стороны, кризис — это процесс перехода личности из одной группы в другую, например, из детства в юность1,3.

Во время кризиса наступает сдвиг личности, после чего идет стабильное развитие до следующего сдвига. Некоторые исследователи сравнивают кризисные периоды с инициацией или триггерным воздействием2.

Кризисные этапы характеризуются биологической перестройкой организма и психологическими изменениями, поэтому они являются периодами повышенного риска и могут рассматриваться как предпатология, находящаяся в границах нормы психического здоровья2.

Наиболее заметно протекают следующие кризисы1,3:

  • кризис новорожденности (от 0 до 2 месяцев). Это период сложной адаптации младенца к новым внешним условиями и ощущениям;
  • кризис одного года. К этому моменту ребенок умеет ходить и осваивает речь. Начинается раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития;
  • кризис трех лет. Происходит обособление собственных желаний, отделение себя от окружающих, определение роли взрослого как важнейшего участника ситуации;
  • кризис дошкольного возраста (кризис 7 лет). Теряется детская непосредственность, начинают примеряться социальные маски. Ребенок может начать манерничать, паясничать, чтобы защититься от травмирующих переживаний;
  • кризис отрочества (предподростковый, 9—11 лет). Критический сдвиг связан с поиском мотиваций;
  • кризис перехода к юности. Это один из самых дискуссионных личностных кризисов, имеющих множество неоднозначных трактовок. Исследователи сходятся только в том, что критических период приходится на возраст наиболее интенсивного личностного развития и затрагивает ценностную ориентацию, личные переживания, появление чувства взрослости;
  • кризис взрослости (30 лет). Связан с расхождением между имеющимся и желаемым или возможным. Происходит коррекция жизненного плана с учетом нажитого опыта;
  • кризис среднего возраста (40 лет). Нередко рассматривается как время опасностей и больших возможностей. Сопровождается осознанием утраты молодости, началом угасания физических возможностей, изменением социальных ролей, переоценкой окружения, своих достижений и других сторон жизни;
  • кризис на границе зрелости и старости 55-65 лет, предпенсионный. Наименее изученный критический этап, связанный с окончанием профессиональной деятельности, значительными физиологическими изменениями, появлением пассивного отношения к жизни.

Понимание природы развития кризисов позволяет предположить, в каком возрасте с ними столкнется индивид, а также помочь в преодолении непростого периода.

Практическая ценность периодизации

Изучение возрастной периодизации и особенностей развития личности на каждом жизненном этапе тесно связаны со многими научными и практическими направлениями1—3:

  • психология, психиатрия, психофизиология, психогенетика;
  • педагогика;
  • анатомия и физиология;
  • медицина;
  • демография, социология, этнография;
  • экономика;
  • геронтология;
  • языкознание, логика;
  • культурология, литературоведение и другие научные области.

Закономерности развития каждого возрастного периода учитываются при проведении исследований, создании товаров и услуг, в области разработки лекарственных препаратов и методов лечения, при построении работы в образовательной сфере и многих других областях.


Гармоничная женщина
Время прочтения: 11 минут

Возрастная периодизация: основные этапы жизни и их особенности

03/10/2025
Оглавление

Знание закономерностей психологического развития в разные возрастные периоды используется психологами, педагогами, врачами, социальными работниками, работниками культуры, маркетологами и другими специалистами, которые учитывают особенности возрастных задач и типичных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них. В этой статье рассказываем про жизненные этапы и основные подходы к возрастной периодизации1,2.

Возрастная периодизация.текст1.jpg

Популярные подходы к возрастной периодизации

Отдельное научное направление, изучающее психологию возрастного развития, выделилось в 1882 году с публикации книги «Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни» немецкого ученого Вигельма Прейера. Автор систематизировал наблюдения за развитием своего сына с момента рождения до трех лет, положив начало изучению детской психологии, которая впоследствии стала важным разделом возрастной психологии1.

На сегодняшний день существует два основных подхода к периодизации развития личности в течение онтогенеза (хронологического периода с момента рождения до наступления смерти)1:

  • неделимость онтогенеза. Согласно этому подходу, развитие в течение жизни происходит по индивидуальной непрерывной траектории без выделения каких-либо отрезков. Считается, что с человеком происходит череда непрерывных микроизменений. Наиболее популярные работы в рамках этого подхода принадлежат Г. Олпорту, Дж. Кеттеллу, К. Роджерсу;
  • периодизация онтогенеза. По этой теории в течение жизни происходит смена, чередование периодов развития. Онтогенез рассматривается как универсальная и неизменная последовательность относительно устойчивых стадий, ограниченных по времени. При этом периодизация характерна для всех представителей одной культуры, а развитие личности сравнивается с лестницей, где каждая ступень символизирует определенный возрастной период. Сторонники этой теории: З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский.

Большее распространение и признание получила теория периодизации. В зависимости от того, по какому основанию разделяются периоды, в разных психологических теориях применяются различные возрастные периодизации. Согласно работам известного советского ученого психолога Л. С. Выготского, научное обоснование периодизации должно отражать внутренние закономерности процесса развития личности и отвечать следующим требованиям1,2:

  • описывать особенности каждого этапа, его качественное своеобразие, отличие от других периодов;
  • устанавливать связь между психологическими процессами в рамках периода и функциями психики;
  • фиксировать неизменную последовательность стадий развития;
  • иметь такую структуру, где каждый последующий период базируется на достижениях предыдущего, включает и развивает их.

Другая концепция возрастной периодизации — строгая теория стадий. Ее приверженцы — У. Крэйн, Дж. Баттерворт, М. Харрис — предлагают следующие подходы к выделению этапов развития1:

  • выделение стадий происходит на основе качественных различий. Развитие на той или иной стадии оценивается не количественно (например, ребенок стал быстрее бегать), а качественно (ребенок научился говорить, а до этого не умел);
  • стадии имеют общие характеристики для всех, а последовательность стадий представляется как структурированное целое. То есть при переходе с одной стадии на другую можно предсказать, какие изменения произойдут с личностью, а также спрогнозировать то, как личность поведет себя в тех или иных условиях;
  • последовательность стадий неизменна. Человек не перескакивает в развитии через несколько стадий или не проходит через них в свободном порядке;
  • этапы развития организованы иерархично. Низшие этапы не исчезают бесследно, а интегрируются и расширяются на более высоких уровнях;
  • стадии культурно универсальны. Периодизация справедлива для представителей любой культурной группы, но темпы прохождения одного и того же периода в разных группах могут отличаться, также могут отличаться конечные точки;
  • переходы от одной стадии к другой обычно скачкообразны и происходят очень быстро.

Один из самых известных и авторитетных исследователей — немецкий психолог П. Балтес — считает, что на онтогенез влияют всего три типа факторов1:

  • нормативные возрастные. К ним относятся предсказуемые биологические и социальные изменения, имеющие привязку к определенному возрасту. Например, пубертат, менархе, менопауза, поступление в школу, вуз, выход на пенсию;
  • нормативные исторические. Это исторические события, затрагивающие всю возрастную когорту. Например, экономический кризис, пандемия, крупное землетрясение;
  • ненормативные. К таким факторам относятся события, происходящие с конкретной личностью. Например, победа в соревновании, влюбленность, заболевание, рождение ребенка.

Сила воздействия разных факторов на онтогенез отличается в разных возрастных периодах: дети и старики острее воспринимают влияние нормативных возрастных факторов, во время юности и ранней взрослости большее значение приобретают нормативные исторические события, в зрелом возрасте — накопленный опыт от ненормативных факторов2.

Есть несколько теорий о главных движущих силах возрастного развития3:

  • биогенетическая. Предполагается, что основную роль в психическом развитии личности играют биологические закономерности, заложенные еще во внутриутробном периоде;
  • социогенетическая. По этой теории биологические изменения только создают условия для психического развития, а главным драйвером выступает процесс научения;
  • концепция конвергенции социального и генетического. Последователи теории считают, что невозможно отделить влияние социальных и наследственных условий;
  • психогенетическая. Теория, получившая большую популярность. Ее последователями являются З. Фрейд, А. Маслоу, Э. Эриксон. Согласно психогенетическому подходу, рассматривается возможность индивида самому влиять на свое психическое развитие. Фрейд выделил три уровня психики личности: сознание, предсознательное, бессознательное. Их единство отвечает за развитие и переход на следующую ступень. Основной движущей силой Фрейд считал сексуальный инстинкт, переходящий в течение жизни от одной эрогенной зоны к другой. Последователи Фрейда расширили его теорию и вышли за рамки сексуализации, добавив к существенным двигателям развития потребности в социализации, самоактуализации, мотивации. А. Маслоу на основе учений Фрейда и его последователей выстроил иерархию потребностей, которая широко известна как пирамида Маслоу и имеет практическое применение во многих областях.

Накопленные исследования в рамках различных теорий позволили выделить основные возрастные этапы развития и их особенности.

Возрастные периоды и их особенности

Младенчество

Этот этап охватывает период с момента новорожденности до двух лет. В это время происходят самые быстрые и заметные изменения: попадание ребенка из одной среды в другую в момент рождения, развитие интеллекта, навыков общения, речи и другие преобразования1—3.

На младенческий период приходятся два кризиса, наибольшее количество качественных и количественных изменений, существенные биологические процессы: созревание нервной, пищеварительной, иммунной, скелетно-мышечной систем, развитие речевого аппарата, формирование внешних связей и многое другое1—3.

Раннее детство

Период начинается с двух лет. К этому времени ребенок хорошо ходит, у него достаточно развита координация, чтобы направить основное внимание на изучение и познание окружающего мира через взаимодействие с предметами. В то же время ему требуется поддержка, участие и одобрение близких, так как без их помощи он не сможет понять, как работают некоторые устройства, каково назначение определенных предметов, несут ли они опасность. На этом этапе происходит расчленение предметной и социальной среды, формируется модель взаимодействия с миром «ребенок-предмет-взрослый». Малышу хочется все потрогать, он требует много внимания и часто обращается к взрослому с предложением поиграть. Так формируется ситуативно-деловое общение1.

Начинается активное развитие орудийно-предметной деятельности. До этого этапа ребенок взаимодействует с предметов в логике руки, то есть считает предмет продолжением руки. С трех лет начинается взаимодействие в логике орудия, то есть с точки зрения функции предмета. Например, питье из кружки1.

Происходит активный познавательный процесс, выстраиваются простые последовательности и логические связи «действие-результат», формируется образное мышление1.

Дошкольное детство

Начинается смещение интересов от мира предметов к миру взрослых людей, формируются социальные связи и взаимодействия за пределами семьи. На этом этапе развивается позиция «Я сам», возникает конфликт между «хочу» и «нельзя». Развитие во многом идет через сюжетно-ролевые игры, в которых осваиваются образы взрослых и поведенческие модели. Ребенок приобщается к продуктивной, трудовой, учебной деятельности, продолжается познавательное развитие, расширяются социальные связи, осваиваются способы коммуникации со сверстниками1.

Младший школьный возраст

Знаменуется окончанием детства и началом важного возрастного периода, течение которого определяет развитие интеллекта, желание и способность обучаться, уверенность в своих силах. Выстраивается новая модель отношений со взрослыми «учитель-ученик». С 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой деятельности общества, прививается вкус к работе и трудолюбие. После поступления в школу идет адаптация к новому режиму, пространству, коллективу1.

Подростковый возраст

Переходный период от детства к взрослости, обычно приходится на возраст 11—15 лет. Способность к рефлексии, сформированная в младшей школе, направляется подростком на самого себя. Начинаются сравнения себя с другими, возникает потребность в том, чтобы окружающие признавали значимость и взрослость подростка. Основной конфликт этого периода — ощущение себя самостоятельным при отсутствии фактической самостоятельности1.

В подростковом возрасте происходят половая идентификация и первые сексуальные переживания, меняются пропорции тела и появляются характерные половые особенности.

Юность

Юность являются частью перехода от подростковости ко взрослой жизни. Ее хронологические границы размыты и в значительной мере определяются психологическим состоянием личности. В этот период происходит принятие собственной внешности и личности, ориентация карьерных интересов, формируется модель взаимодействия с противоположным полом, расширяется спектр социальных ролей и интересов.

Взрослость

Период взрослости — наиболее продолжительная стадия онтогенеза, которую принято делить на1:

  • раннюю взрослость (молодость);
  • среднюю взрослость;
  • позднюю взрослость (старость).

Существуют разные подходы к периодизации взрослости. Нижнюю границу ученые связывают с физиологическими факторами и относят ее на возраст 17—21 год. Дальнейшая градация взрослости определяется личностными сдвигами1:

  • с 20 лет происходит вхождение во взрослость, сепарация от родителей, принятие ответственности за себя, формирование жизненных целей и разработка способов их достижения, построение сексуальных отношений;
  • с 30 лет начинается переход к средней взрослости. Это самый продуктивный отрезок жизни, во время него происходит решение материальных проблем, упорядочивание профессиональной и личной жизни;
  • с 40 лет начинается промежуточное подведение итогов, переосмысление многих ориентиров и ценностей.

Старение и старость

Поздняя взрослость — заключительный отрезок жизни, который рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Происходит ослабление организма, изменение социальных условий, смена деятельности, выше вероятность потерь и утрат. Возрастные границы старости достаточно широки, так как зависят от множества факторов. По мнению одних авторов, старение и старость начинаются с 50 дет, другие исследователи склоняются к тому, что нижняя граница старения приходится на 60 лет1—3.

В течение каждого возрастного периода и при переходе от одной стадии к другой происходят личностные кризисы, переживание и выход из которых естественны для развития.

Возрастная периодизация.текст2.jpg

Возрастные кризисы личности

Возрастные кризисы — это критические этапы развития, когда повышается чувствительность к внешним и внутренним факторам, воздействие которых именно в этой точке имеет необратимые последствия. С социальной стороны, кризис — это процесс перехода личности из одной группы в другую, например, из детства в юность1,3.

Во время кризиса наступает сдвиг личности, после чего идет стабильное развитие до следующего сдвига. Некоторые исследователи сравнивают кризисные периоды с инициацией или триггерным воздействием2.

Кризисные этапы характеризуются биологической перестройкой организма и психологическими изменениями, поэтому они являются периодами повышенного риска и могут рассматриваться как предпатология, находящаяся в границах нормы психического здоровья2.

Наиболее заметно протекают следующие кризисы1,3:

  • кризис новорожденности (от 0 до 2 месяцев). Это период сложной адаптации младенца к новым внешним условиями и ощущениям;
  • кризис одного года. К этому моменту ребенок умеет ходить и осваивает речь. Начинается раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития;
  • кризис трех лет. Происходит обособление собственных желаний, отделение себя от окружающих, определение роли взрослого как важнейшего участника ситуации;
  • кризис дошкольного возраста (кризис 7 лет). Теряется детская непосредственность, начинают примеряться социальные маски. Ребенок может начать манерничать, паясничать, чтобы защититься от травмирующих переживаний;
  • кризис отрочества (предподростковый, 9—11 лет). Критический сдвиг связан с поиском мотиваций;
  • кризис перехода к юности. Это один из самых дискуссионных личностных кризисов, имеющих множество неоднозначных трактовок. Исследователи сходятся только в том, что критических период приходится на возраст наиболее интенсивного личностного развития и затрагивает ценностную ориентацию, личные переживания, появление чувства взрослости;
  • кризис взрослости (30 лет). Связан с расхождением между имеющимся и желаемым или возможным. Происходит коррекция жизненного плана с учетом нажитого опыта;
  • кризис среднего возраста (40 лет). Нередко рассматривается как время опасностей и больших возможностей. Сопровождается осознанием утраты молодости, началом угасания физических возможностей, изменением социальных ролей, переоценкой окружения, своих достижений и других сторон жизни;
  • кризис на границе зрелости и старости 55-65 лет, предпенсионный. Наименее изученный критический этап, связанный с окончанием профессиональной деятельности, значительными физиологическими изменениями, появлением пассивного отношения к жизни.

Понимание природы развития кризисов позволяет предположить, в каком возрасте с ними столкнется индивид, а также помочь в преодолении непростого периода.

Практическая ценность периодизации

Изучение возрастной периодизации и особенностей развития личности на каждом жизненном этапе тесно связаны со многими научными и практическими направлениями1—3:

  • психология, психиатрия, психофизиология, психогенетика;
  • педагогика;
  • анатомия и физиология;
  • медицина;
  • демография, социология, этнография;
  • экономика;
  • геронтология;
  • языкознание, логика;
  • культурология, литературоведение и другие научные области.

Закономерности развития каждого возрастного периода учитываются при проведении исследований, создании товаров и услуг, в области разработки лекарственных препаратов и методов лечения, при построении работы в образовательной сфере и многих других областях.


Ссылки

  • Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526, [2] с. — (Учебники Высшей школы экономики). — 2000 экз. — ISBN 978-5-7598-0731-5 (в пер.).
  • Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник // Чукотский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebni... (дата обращения: 15.09.2025).
  • Возрастная психология: электронное учебное пособие / Э. Ф. Николаева, Л. Ф. Чекина, Е. А. Денисова. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 91 с. - ISBN 978-5-8259-1233-2
RUS2367720 (v1.0)
Как лечат синдром поликистозных яичников (СПЯ)
Как лечат синдром поликистозных яичников (СПЯ)
07/10/2025
Женский цикл – ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖЕНСКОМ ЦИКЛЕ

Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) — довольно распространенная гормональная патология, с которой сталкивается от 10 до 25% женщин, причем до половины из них не подозревают о наличии у себя этого заболевания. В нашей сегодняшней статье читайте о симптомах поликистоза яичников у женщин, насколько опасно это состояние и как лечить СПКЯ.


Боли при овуляции
Боли при овуляции
07/10/2025
Женский цикл – ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖЕНСКОМ ЦИКЛЕ

С болью во время овуляции регулярно сталкивается до 40% женщин репродуктивного возраста1. Ощущения могут быть разной интенсивности, локализовываться в груди или животе, пояснице. Рассказываем, с чем может быть связан болевой синдром и в каких случаях нужно обратиться к врачу.

Анализ на прогестерон
Анализ на прогестерон
07/10/2025
Женский цикл – ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЖЕНСКОМ ЦИКЛЕ

Прогестерон (ПГ) — женский половой стероид, который называют гормоном беременности, так как он играет важную роль для подготовки репродуктивной системы к зачатию и нормальному вынашиванию. Кроме этого, он участвует во многих процессах, не связанных с репродуктивной системой. Рассказываем, какие функции выполняет прогестерон, когда показан анализ на определение его концентрации, с чем может быть связано отклонение от нормы.

Антимюллеров гормон
Антимюллеров гормон
07/10/2025
Беременность

Антимюллеров гормон (АМГ, АМН) является одним из ранних прогностических маркеров для оценки функции яичников. Определение его уровней может быть показано при подготовке к зачатию, диагностике синдрома поликистозных яичников, поиске причин бесплодия. В статье рассматриваем связь АМГ с репродуктивной функций, его нормативные показатели и возможные нарушения, ассоциированные с отклонением уровня гормона от нормы.